Как показывает практика, групповая конкуренциям между параллельными, не зависящими друг от друга в корпоративной иерархии бизнес-единицами может приносить ощутимую выгоду для компании.
Пример:
В конце сезона в нашей компании мы внедрили повышенные KPI для конечных точек продаж — те, кто смог их выполнить, получали дополнительные бонусы. Соревнование захватило людей, и итоговые цифры продаж были намного выше ожидаемых. Таким образом, увеличив зарплатный фонд всего на 4%, мы сумели нарастить объем на 250 миллионов рублей.
Что важно учитывать при создании групповой конкуренции
- Конкуренция должна быть между не зависящими друг от друга бизнес-единицами
Параллельные бизнес-единицы находятся на одинаковом уровне в корпоративной структуре и выполняют схожие задачи, никак не взаимодействуя между собой.
Самый простой пример — розничные точки продаж компании, каждая из которых действует самостоятельно и никак не зависит от другой точки. Конкуренция между ними возможна, в отличие от конкуренции между зависящими друг от друга подразделениями.
Помните, соперничество между начальником и подчиненным почти всегда вредит интересам бизнеса.
- Структура «соревнований» должна быть простой и прозрачной
Поставьте перед конкурирующими группами (бизнес-единицами) соответствующие их бизнес-модели повышенные KPI. В случае достижения повышенных KPI все сотрудники группы получают повышенное материальное вознаграждение.
Нематериальный аспект (вроде почетных грамот, званий и прочего) здесь тоже важен, но не является решающим.
- Создайте второй уровень мотивации, если нужно
Говоря о моем примере, в соревновании между точками продаж определялся не победитель, а пул победителей, попасть в который могла любая точка продаж, выполнившая установленные для нее KPI. А вот способы достижения KPI разрабатывались конечными бизнес-единицами под руководством региональных супервайзеров, ответственных за работу сразу нескольких подразделений.
При этом сами супервайзеры получали бонусы при достижении установленных повышенных KPI всеми точками, входящими в его зону ответственности. Таким образом, супервайзеры также подключались к соревнованию и были мотивированы, чтобы каждая точка продаж в их зоне ответственности выполнила повышенные KPI.
Результат групповой конкуренции
В полном соответствии с законами что природы и человеческой психологии, соперничество с другой группой позволяет сплотить сотрудников, сделать их настоящей командой и мотивировать на максимальную эффективность работы.
Услышать от сотрудников местоимение «мы» по отношению к компании — огромный шаг на пути к достижению по-настоящему выдающихся результатов. А групповая конкуренция — залог появления этого самого «мы».