34 президент США Дуайт Эйзенхауэр, говорил что планы бесполезны, но планирование — обязательно.
Давайте разберемся.
Многолетний опыт неоднократно убеждал меня в том, что любой план может потерпеть неудачу. Даже самый продуманный и взвешенный. Конечно, в идеальном мире обстоятельства работают в нашу пользу, но зачастую реальность предусматривает другие сценарии. Например, торговый бизнес открывает новую торговую точку (продуктовый магазин) в новом жилом квартале, планируя свои доходы в соответствии с планом развития района. Но вот что-то пошло не так, и застройка района прекратилась или приостановилась. Жилые дома не заселены, обороты нашего бизнеса, к сожалению, оказалась далеки от планируемых.
Или другая ситуация. Предприниматель решил открыть ресторан. Команда финансистов и аналитиков сформировала бизнес-план, где посчитала инвестиции в оборудование и ремонт, спланировала выручку и затраты. Наняли сотрудников и открыли двери нового заведения. Проходит месяц, второй, третий. Планы по выручке не выполняются, но менеджмент и руководство не предпринимает никаких действий живя в ожидании «светлого завтра». По окончании финансового года начинаем анализировать отчетность и видим существенный накопленный убыток.
Планы оказались бесполезны и бессмысленны.
Но если бы планы предполагали дальнейшую работу с ними как с инструментом управления эффективностью, бизнес принял бы меры и мог бы иметь другие финансовые результаты и быть более эффективным. Это достаточной простой, но очень эффективный подход. Он заключается в том, чтобы на регулярной основе проводить анализ отклонений факта от плана с выявлением причины и обязательно набором мероприятий по устранению негативных факторов и адаптации к новым условиям. Когда изначально осуществлено планирование бизнесу гораздо проще понимать, что происходит вокруг и внутри конкретной компании, так как бизнес-процессы осмысливаются уже на этапе составления прогнозов и планов, оцениваются слабые и сильные стороны, возможности и риски. И далее намечены реперные точки, выделены и оценены индикативные показатели в соответствии со стратегическими целями компании и проводится регулярный анализ. Бизнес будет вовремя получать сигналы о том что что-то идет не так и принимать своевременные меры.
Когда я работала генеральным директором розничной сети детских игрушек ООО «Той.ру», мы планировали открытие магазинов на пару лет вперёд. Ставили план открытий на год, также расписывали его на каждый месяц. Но сразу же столкнулись с трудностями, когда не прошло и пары месяцев. Мы не могли придерживаться данного плана и постепенно уходили от него.
Из месяца в месяц мы открывали магазины, но выручка в магазинах не росла. По итогу месяца получалось, что количество точек увеличивалось, а прибыль оставалась та же. Мы интуитивно думали по опыту, что чем больше точек, тем больше прибыль. Но это был самообман.
Тут нам пришла в головы мысль нанять аналитика, который просчитает каждую торговую точку, сделает анализ с первого дня открытия по сегодняшний день и мы увидим, что же не так. Для этого понадобилась не одна неделя. Мы увидели, что некоторые магазины были убыточные. Естественно мы выходили на положительные показатели благодаря прибыльным точкам. Они перекрывали убыток.
Проанализировав предыдущие пару лет с первого дня открытия и подводя итоги, было принято решение закрыть убыточные точки.
Аренда съедала всё.
Я на своём опыте убедилась, что долгосрочное планирование в бизнесе не работает. Скорость развития технологий увеличилась в разы по сравнению с предыдущими годами. Мы иной раз не успеваем за событиями, которые происходят в стране и нашей экономике. К сожалению мы не обладаем даром ясновидения и можем опираться только на свой предыдущий опыт, опыт сотрудников, коллег. Но это не всегда верно.
Важно анализировать итоги и показатели, а также крайне важно не бояться принимать жесткие решения, которые в долгосрочной перспективе принесут прибыль и пользу для бизнеса в целом.
Невозможно быть уверенным, что в бизнесе всё пойдёт так как нужно. Нужно всегда держать руку на пульсе, и в случае чего принимать меры.